Методические разработки педагогических работников - участников муниципального центра электронного и смешанного обучения

Урок русского языка в модели «Ротация станций»

Обедина Евгения Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 15»

Урок русского языка в модели «Ротация станций»

Скачать в формате *.doc

Автор Обедина Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 15» Иркутской области г. Усть-Илимска
Предметная область Русский язык
УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.) предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Образовательные ресурсы Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под науч.ред. Н.М. Шанский/. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021; электронное приложение Plickers.com, учебный сервис learningapps.org.
Класс 7
Тип урока урок рефлексии
Технологии технологии мобильное и смешанное обучение (модель «смена рабочих зон»), технология проблемно-диалогического обучения
Тема урока Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Цель урока организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Деепричастие»
Планируемые

результаты урока

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); определять вид деепричастий; правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами, составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий.

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

— умение принимать и удерживать учебную задачу;

— умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение контролировать свои действия и действия другого;

— умение владеть способом самооценки;

Коммуникативные:

— стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;

— умение высказывать собственное мнение;

— умение понимать основания действий другого;

Познавательные:

— умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, умение работать с разными по уровню сложности заданиями.

— умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

— умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам;

Личностные: применять правила поведения при сотрудничестве; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Формы работы фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
Методы обучения проблемно-диалогический (на этапе целеполагания и рефлексии), объяснительно-иллюстративный (составление интеллект-карты по теме),

проблемно-поисковый (обсуждение задания с элементами повышенной сложности для 3 группы), практические (выполнение тренировочных и контрольных заданий, самостоятельной работы),

Основные понятия Деепричастие, основное и добавочное действие
Оборудование и

инструментарий

экран, мультимедийный проектор, планшеты с установленным мобильным приложением learningapps.org, Wi-Fi роутер, маршрутный лист групп для учителя (приложение 1), рабочие листы для работы в зоне онлайн-обучения (приложение 2), задания в зоне работы с учителем (приложение 3), инструкция для работы в группе (приложение 4), оценочный лист групп (приложение 5), видеоролик № 6 «Однажды» журнала «Ералаш»; часы.

Ход занятия

Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5
I.     Организационный момент Фронтальная беседа. Словесный. Слово учителя.     Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

 

— Здравствуйте, ребята!

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный мучительный сон.

 

— А когда уроки проходят быстро, интересно? Что для этого нужно?

— Я уверена, что у вас сегодня все получится, вы успешно выполните все задания.

Настраиваются на урок.

Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне, посредством анализа высказывания.

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: умение строить речевое высказывание.

Р: саморегуляция.

II.    Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемно-диалогический.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. Словесный Работа с терминами, объяснительно-иллюстративный.

 

 

Определяет вместе с учащимися тему и цель урока; нацеливает каждого ученика на решение учебной задачи урока.

— Скажите, над какой темой работали на протяжении последних уроков. («Деепричастие»).

Проблемный вопрос: Можем ли мы обойтись без деепричастий? Какую роль они выполняют?

— Сегодня на уроке не предлагаю изучать нового. Тогда чем мы будете заниматься?

— Как обычно мы называем такие уроки?

Тема нашего урока звучит так «Повторение изученного по теме «Деепричастие» (тема на доске)

-Какую цель вы себе поставите?

Приглашает к доске группу из 3 человек рисовать интеллект-карту «Деепричастие». Остальным предлагает сформулировать вопросы по изученной теме и задать их одноклассникам.

 

Теорию вы знаете, а вот умеете ли применять свои знания на практике?!

—  Давайте определим, как будем работать на уроке.

Учитель предлагает обучающимся рассмотреть маршрутные листы для работы по зонам. Проводит инструктаж.

— На столах лежат маршрутные листы, которые указывают в какую зону вы отправляетесь (Приложение 1. Маршрутный лист групп (для учителя).

В зоне онлайн-обучение вам предстоит выполнить два интерактивных задания.  Работаете самостоятельно по рабочим листам.

— В зоне работа с учителем, мы с вами уточним основные понятия, разберем затруднения, которые у вас возникли по ходу прохождения темы, выполним тренировочные упражнения.

Работа в группе — вам, ребята, предстоит применить свои знания в творческой работе. Не забываем про правила работы в группе, перед выполнением определите ответственного за работу группы, этот человек будет представлять результат вашей деятельности в конце урока.

— Смена рабочих зон будет осуществляться по сигналу.  Сигнал на начало работы и по окончанию времени, после сигнала заканчиваем работу, прибираем рабочее место и совершаем переход в другую зону. Напоминаю, что на работу отводится ограниченное количество времени (по 8 минут на зону).

— Приступаем к работе. Даю первый звонок.

 

 

 

 

Строят монологические ответы на вопросы учителя (тренироваться, использовать, применять)

 

Записывают число и тему урока.

Формулируют цель урока.

 

Рисуют интеллект-карту. Формулируют и задают вопросы, отвечают на вопросы (фронтальный опрос по цепочке).

Предполагаемые вопросы учащихся:

·    Что такое деепричастие?

·    Назовите грамматические признаки деепричастия.

·    Как образуются деепричастия?

·    На какие вопросы отвечают деепричастия совершенного вида?

·    На какие вопросы отвечают деепричастия несовершенного вида?

·    Что такое деепричастный оборот?

·    Каким членом предложения является деепричастие и деепричастный оборот?

 

Слушают, организуют свою деятельность.

П: умение осознавать учебно-познавательную задачу.

К: умение слушать собеседника, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками

Л: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения; формирования границ собственного знания и «незнания».

Р: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

IV.      Обобщение и систематизация изученного (работа группами по зонам)

Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1.    Зона онлайн-обучения

( 8 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Зона работы с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Зона работы в группе

Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. Работа в группах.

Проблемно-поисковый, практический, проблемно-диалогический.

Работа с электронным приложением.

Выдаёт рабочие листы для работы в зоне онлайн-обучения.

Заданий на этом этапе дано 2 и 1 дополнительно, если осталось время. Используется сервис LearningApps.org. (Приложение 2. Онлайн-обучение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведёт учебный диалог, осуществляет контроль, коррекцию, предлагает тренировочные упражнения на карточках, оценивает учащихся.  (Приложение 3. Работа с учителем).

 

Задания подготовлены для каждой группы и находятся на соответствующих карточках на столе.

 2 группа (средняя):

1) — Прочитайте предложение. Где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой? Почему?

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

— Объясните постановку знаков препинания схемой.

2) Задание «Грамматические орешки» поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Вы должны исправить грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому   исправляем данные грамматические ошибки.

1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

Учитель оценивает учащихся, звучит таймер.

 

1 группа (слабая):

1)    (карточка) — Найдите ошибки в морфологическом разборе деепричастия

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

I. (Что сделав?) прислонившись – деепричастие.
II. Н. ф. — прислонившийся; пост. пр.: сов.в.; возвр.;непост.: незменяемое.
III. (Что сделав?) прислонившись

2)     Выборочное списывание
Из данных предложений выбери только те, которые соответствуют схемам, данным на доске. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
Мама сидела ни к чему не притрагиваясь. Стоя на берегу я любовался дядей и его лошадью. Лесник не спеша положил щенка в конуру. Вася вспомнив о забитом мяче отправился за ним. Поднявшись он быстро подошёл к окну.

Учитель оценивает учащихся, звучит таймер.

 

3 группа (сильная): Анализ текста (текст у каждого учащегося группы на столе)

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги круто выставив грудь они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

1)    Определите тему и основную мысль текста.

2)    Озаглавьте текст.

3)    Найдите деепричастные обороты, обозначьте их графически, поставьте необходимые знаки препинания.
4) Попробуйте прочитать текст без деепричастных оборотов. Подумайте, что потерял бы текст. Объясните роль деепричастий в данном тексте.

5)     Выпишите из текста деепричастия, определите их вид. Употребляются ли в одном предложении деепричастия разного вида?

Учитель оценивает учащихся, звучит таймер.

 

Задания подготовлены для каждой группы и находятся на соответствующих карточках на столе. Задание на этом этапе дано 1 — творческая работа (Приложение 4. Материалы для работы в группе).

 

 

 

3 группа (сильная):  Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», № 6 «Однажды», примерно 1.40 мин.
Задание: наблюдая за процессом, происходящим на экране, записать слова со значением основных и добавочных действий.

Составить небольшой рассказ на тему «Однажды» и представить коллективную работу перед другими группами.

 

 

2 группа (средняя): Составить синквейн на тему «Деепричастие» и представить творческую работу перед другими группами.

 

 

 

 

 

1 группа (слабая): Закончить предложения с деепричастными оборотами.

Подъехав к морю, …

Читая стихотворение А.С. Пушкина, …

Изучая русский язык, …

Готовясь к экзамену, …

Выйдя на сцену, …

 

 

 

 

Учащиеся получают лист с заданиями, на котором расположены QR-коды со ссылкой на онлайн ресурс. Каждый учащийся группы пользуется планшетом для сканирования ссылок и выполнения заданий сервиса LearningApps. Для сканирования QR-кода на школьных планшетах установлен удобный в применении QR-ридер QuickMark.

Учащиеся заполняют лист оценивания после каждого выполненного задания (Приложение 5. Итоговый оценочный лист)

Звучит таймер, учащиеся переходят в следующую зону.

 

 

 

 

Включаются в деятельность на личностно-значимом уровне, посредством анализа высказывания.

 

 

Учащиеся 2 группы выявляют затруднения, выполняют задания (под руководством учителя)

Составляют схему предложения.

 

 

 

 

Высказывают свои предположения. Записывают предложение в исправленном виде.

Звучит таймер, учащиеся переходят в следующую зону.

 

 

 

Учащиеся 1 группы, анализируют задания в зоне онлайн-обучения, выявляют   возникшие затруднения. Выполняют упражнения тренировочного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит таймер, учащиеся переходят в следующую зону.

 

Учащиеся 3 группы, выявляют в какой зоне испытали затруднения. Выполняют задания повышенного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают ответственного за работу группы. Анализируют задание в зоне работы в группе. Выполняют упражнение творческого характера.

 

 

3 группа получает лист с заданием, смотрит видеоролик с экрана, выполняет задание повышенного уровня.

Обсуждают и выставляет оценку работы в группе.

Звучит таймер, учащиеся переходят в следующую зону.

 

2 группа получает лист с заданием, выполняет коллективно творческое задание.

Обсуждают и выставляет оценку работы в группе.

Звучит таймер, учащиеся переходят в следующую зону.

1 группа получает лист с заданием. Учащиеся группы коллективно обсуждают и дописывают предложения.

 

Обсуждают и выставляет оценку работы в группе.

Звучит таймер, учащиеся завершают работу по зонам.

Вносят данные в лист оценивания (Приложение 5. Итоговый оценочный лист)

Л: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».

К: формулирование собственного мнения (позиции); умение вступать в диалог с учителем, адекватно использовать свои речевые средства для решения коммуникативных задач.

Р: принятие и сохранение учебной задачи; учёт правила в планировании и контроле способа решения; различение способа и результата действия; осознание ответственности за общее дело; умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой)

П: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, умение работать с разными по уровню сложности заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлексия деятельности.

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. Словесный, проблемно-диалогический. Организует рефлексию.

— Наступило время подвести итог работы. Какую цель поставили в начале урока?

— Удалось ли вам повторить, закрепить ранее изученный материал?

— Приглашаю к доске представителей от групп, каждая группа выполнила свою учебную задачу.

 

Учитель подводит итоги работы в каждой зоне. Каждый ученик уже знает, какое количество баллов («плюсов») он имеет и может перевести их в отметку.  

5-7 баллов – оценка «3», 8-11 баллов – оценка «4», более 11 баллов – оценка «5» (Приложение 5. Итоговый оценочный лист)

— Спасибо за урок.

 

Участвуют в диалоге с учителем.

 

 

Представляют результаты работы группы.

Отображают в громкой речи содержание совершаемых действий.

Учащиеся проводят самооценивание.

П: построение речевого высказывания в устной форме; анализ; синтез; установление причинно-следственных связей.

Л: формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Р: восприятие оценки учителя; адекватная самооценка.

VI. Информация о домашнем задании

 

Фронтальная, словесный, сообщение учителя. Предлагает выполнить по выбору.

Комментирует задание.

1.    Выполнить упражнение из учебника.

2.    Написать лингвистическую сказку о деепричастии.

3. Составьте текст из 10-12 предложений (используя деепричастные обороты) о ближайшем будущем Усть-Илимска – нашей малой родины.

Записывают домашнее задание в дневник. Р: принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.